суббота, 1 октября 2016 г.

ОСНОВЫ КОНФУЦИАНСТВА

Конфуцианство: Жэнь И Ли Чжи Синь = Человек Справедливость Традиции Мудрость Доброжелательность

«Жэнь» – это человек. С него все начинается и им все заканчивается. Слово «Жэнь» в конфуцианской этике означает призыв: «Будь человеком!»  и даже «стань Человеком!».  Это главный принцип альфа и омега. Жэнь означает, что человек – это ценность и задание. Мы рождаемся не совсем человеком, мы только возможность человека. Чтобы стать человеком надо очень много работать. Всю жизнь. Надо учиться уму и любви, воле и сдержанности. И чем меньше в нас индивидуального, тем больше в нас человеческого. Индивидуум – погрешность, отклонение от человека. Лишь совершенный человек есть человек по-настоящему, остальные – только путь к нему. А совершенный человек – это мудрец. Поэтому «Жэнь» можно интерпретировать так: стань мудрецом! Думай, учись, постигай, совершенствуйся. И может быть когда-нибудь и достигнешь Жэнь.
Теперь «И». И – это расшифровка Жэнь. «И» – это справедливость, правильность поведения. Это значит, что надо следовать истине, а не своим интересам. И если наблюдается противоречие между всеобщим благом и собственными целями, справедливый человек выбирает сразу и исключительно всеобщее благо, а самим собой жертвует. Тогда он следует логике «И». И прекрасно.
Далее идет «Ли». Это означает обряд, ритуал, традиция. Все в жизни есть не что иное, как ритуал. Каждый жест человека – символ. Он основан на подражании героям и предкам. Молитвы и повседневные дела, жертвоприношения в храмах и профессиональная деятельность, должны быть «Ли» - ритуалом. Ритуал всегда внеиндивидуален: его совершали до нас и будут совершать после нас. Мы сами только момент, зазор в цепочке традиции. Так пусть она не прерывается на нас. Так говорил Конфуций. Но выразил он все это одним слогом – «Ли». Действительно, кратко и по делу.
Теперь «Чжи». Это расшифровывается так: старайся как можно больше думать. Чем лучше подумаешь, тем меньше придется делать. Мысль дана человеку для того, чтобы он не был скотом. Нет ничего ценней мудрости. А значит, учиться мыслить надо всю жизнь. Поэтому китайские чиновники сдавали экзамены вплоть до смерти – даже глубокими стариками учили предмет. Без этого нельзя было занять ни одной должности в государстве. Без «Чжи» никуда. Нам бы так! Сколько проблем мы бы избежали, если бы у нас чиновники были с «Чжи», а не так как всегда…
И наконец, «Синь». Это значит будь искренним, открытым, доброжелательным. Исполняя ритуал, старайся душой сливаться с ним. Не лицемерь. Лучше сделать много неоплаченного добра, чем строго отмеривать оказанное тебе. Неплохо быть благодарным, но еще лучше давать и не ждать ответной награды. Давай и не спрашивай ничего в замен. Самому же будет лучше. Вообще почти христианская добродетель эта «Синь».
Вот так говорил Конфуций, и пять слогов, произнесенных им, предопределили китайскую идентичность на два с половиной тысячелетия. Казалось бы – как все просто. А вы попробуйте так поступать и поймете насколько глубока и прекрасна, но в то же время как трудна и даже парадоксальна  эта конфуцианская китайская мудрость.